Проблемы внедрения новых технологий в школах

Проблемы внедрения новых технологий в школах

Педагоги, психологи, врачи и родители озабочены проблемой компьютерной зависимости детей. По их мнению, современные школьники буквально переселились в виртуальное пространство из уютных двориков, в которых предыдущее поколение провело детство под присмотром всех соседей, пока из окон, уже в сумерках, не начинали гулко доноситься голоса родителей: «Домой!».

Сегодня дети воспринимают компьютеры, ноутбуки, смартфоны и другие гаджеты, как норму повседневной жизни. А азы ПК они усваивают намного раньше, чем обычную азбуку, в отличие от старшего поколения, что вполне закономерно и соответствует духу эры высоких технологий. Однако, несмотря на то, что родителям и учителям "старой закалки", как людям старшего поколения, сложнее адаптироваться к новым условиям, технологии неумолимо становятся неотъемлемой частью обучения.

Предлагаем вам детальнее рассмотреть, с какими проблемами сталкиваются педагоги в ходе внедрения современных технологий в российских школах, и какие шаги нужно предпринимать для ускорения этого процесса.

article5d83cf27914c22.97672084.jpg 

Отношение учителей к внедрению технологий в школах

Сотрудниками Федерального института развития образования было проведено исследование методических проблем, с которыми столкнулись учителя в ходе внедрения современных технологий в школьное обучение. Благодаря этому исследованию, которое проводилось по 10 направлениям, удалось выяснить, что:

  • у учителей банально отсутствует интерес к использованию технологий на уроках, что во многом объясняется недостатком компетентности в теории внедрения технологий в школьное образование;
  • учителя не готовы к организации самостоятельной исследовательской работы учащимися из-за отсутствия знаний в области технологий экспериментальной и исследовательской педагогики;
  • педагоги в большинстве своем не знают о существовании методов контроля и саморегулирования эмоционально-психологическим состоянием при работе с техникой, а также не владеют методиками педагогической диагностики и снятия стрессов, тревожных симптомов у школьников;
  • учителя "старой закалки" так и не научились использовать современные технологии обучения в ходе подготовки к занятиям;
  • многие учителя объясняют свою компьютерную безграмотность ограниченными возможностями для прохождения стажировок ввиду загруженности различными совещаниями, отчетами и прочей текущей работой.

Результаты исследования наглядно продемонстрировали, что для полноценного внедрения современных технологий в процесс обучения недостаточно просто оснастить школу техникой. Серьезную работу нужно проводить, прежде всего, с педагогическим составом школ.

Надо заметить, что данные исследования получены на основании опроса учителей из разных регионов России. В нем были учтены ответы 173 учителей начальной школы и 239 учительского состава среднего и старшего звена общеобразовательных школ со стажем работы от 5 до 20 лет.

Кстати, если внимательно присмотреться к озвученным причинам неприятия учителями технологий, то становится очевидным, что в проведенном исследовании не учтен человеческий фактор. Достаточно обратить внимание на фразу из отчета: «отсутствие у учителей интереса», как все остальные указанные причины становятся неактуальными.

 article5d83cfaeab30d8.74850762.jpg

Кто поможет учителю?

Безусловно, проблема организации дополнительного профессионального образования с целью переподготовки учительских кадров существует, и этого никто не отрицает. При этом все специалисты безоговорочно заявляют, что решение такой задачи – дело не одного дня. Ведь, организация технических курсов – не проблема. Намного сложнее создать эффективные программы, которые помогут учителю на уроке использовать самые современные технологии и методы обучения школьников.

Мало того, многие эксперты настаивают на том, что необходимо серьезно задуматься об изменении учебных программ педагогических ВУЗов и колледжей, дополнив их специальными предметами по технологиям и методикам их использования в школе, на уроках. Тогда молодые учительские кадры будут не только хорошо разбираться в возможностях различных гаджетов, но и более уверенно применять современные технологии на занятиях.

Но нельзя не учитывать и психологические аспекты, которые мешают учителям старшего возраста откровенно признаться в отставании во времени. Так случилось, что им приходится работать на стыке разных эпох. Широко известно, что привычки не меняются. А их корни уходят в прошлые десятилетия, в которых о современных технических достижениях учителя, будучи детьми, только читали в фантастических произведениях и смотрели в «Приключениях Электроника». Учитывая это, начинать нужно, пожалуй, с психологической переподготовки и переосмысления важности наступившей эры электроники и учителя в ней, как человека, участвующего в наступившем фантастическом будущем.

Ну, и самая наболевшая проблема педагогических кадров – падение престижа профессии, в первую очередь, из-за низкого уровня заработной платы. Не секрет, что основной стимул успешной работы и стремления к повышению профессионального уровня в любой профессии – материальная заинтересованность сотрудника.

Многие учителя, в ходе проводимого исследования, признались, что предпочитают вести уроки старыми классическими методами. Они отмечают, что времени на подготовку к традиционному уроку требуется меньше, примерно, на 20%, чем к уроку с применением инновационных методов. А это – прямое указание на пропорциональность затраченных усилий к материальному результату.

article5d83cff50a6947.08414476.jpg

Вместо заключения

Суммируя выше сказанное, без претензий на истину в последней инстанции, повторим лишь известный постулат: «Учитель лишь до тех пор остается учителем, пока сам учится…» Высказывание К. Д. Ушинского остается актуальным и в XXI веке. Чтобы оставаться авангардом общества, педагогам, как и раньше, приходится доказывать свой профессионализм.

С другой стороны, доверяя учителю детей, будущее государства и общества, нужно оказывать ему всяческую поддержку, чтобы образование шло не только в ногу со временем, но и опережало его.

Автор:  Навигатор образования
Источник: